Россияне стали активнее осваивать отечественные приложения для знакомств. Как рассказали “Ъ FM” в компании Mamba, аудитория сервиса в 2023 году увеличилась по сравнению с 2022-м на 20%. На высокие темпы повлиял уход крупнейших иностранных игроков — Tinder и Badoo. Кроме того, предложение на рынке сократилось из-за нового законодательства.
В конце ноября прошлого года Верховный суд признал «Международное общественное ЛГБТ движение» экстремистским. По словам депутата Госдумы Александра Хинштейна, речь не шла о введении цензуры или вмешательстве государства в личную жизнь граждан. Мера призвана запретить пропаганду и вовлечение новых людей.
Как россияне заводят знакомства в интернете
Некоторые сервисы закрылись вынужденно, рассуждает независимый эксперт в области разработки дейтинг-приложений Ярослав Сергеев: «Все российские игроки, которые присутствовали на рынке в том или ином виде на начало 2023 года, плюс-минус сохранили свои позиции. Это LovePlanet — старичок из 2000-х, относительно молодое приложение Tabor, adult dating сервисы Boo и Pure. Важный аспект — это политические риски и борьба с ЛГБТ. Эта доля рынка в дейтинге занимала порядка 20-30%. Все топовые приложения удалили возможности подобных знакомств.
Я думаю, в этом году должен появиться какой-то молодежный дейтинг, которого сейчас нет в России.
Это может быть что-то, построенное на механике вопрос-ответ. Среди молодежи это очень хорошо вирусится и позволяет собирать трафик. Или, например, видеосервисы, но они намного сложнее в реализации и модерации. Так или иначе на российском рынке есть незанятые ниши, и они обязательно будут заполняться. Конкуренция будет обостряться, а порог расти».
Выгодно ли вкладывать в акции дейтинговых платформ
Ряд отечественных онлайн-сервисов планировал развиваться за рубежом. Как выяснил “Ъ FM”, сервис Teamo.ru после миграции россиян в соседние страны собирался инвестировать в продвижение на рынках Армении, Грузии, Казахстана, а также Монголии. Mamba выделил порядка $6,5 млн на развитие приложения, в том числе в Европе. Но после экспериментов в компании решили сосредоточиться лишь на одной азиатской стране, рассказал гендиректор сервиса знакомств Андрей Бронецкий:
«Пока успехами похвастаться не могу. Чтобы не распыляться между несколькими странами, мы выбрали для себя один рынок, который будем качать в 2024 году. Для того, чтобы полноценно выйти на рынок, нужно в него инвестировать. Эти суммы измеряются, конечно, не десятками, но и не одним-двумя миллионами долларов. В зависимости от страны и емкости ее рынка, вложения могут быть разными. Самый дорогой, разумеется, рынок США. Второе место занимает Япония, туда даже Tinder не зашел. Закрытым является рынок Китая. Дальше примерно в одном диапазоне находятся богатая Германия, Франция, Великобритания и совсем недалеко от них рынки Индии и Индонезии.
Для себя приоритетной мы выбираем азиатскую страну. Там нет никаких политических рисков, и рынок менее конкурентный. До этого мы пробовали развиваться в Турции, но столкнулись с некоторыми трудностями. С одной стороны, пользователи готовы платить, и на этом рынке можно зарабатывать. С другой, мы не до конца понимаем ментальность, и очень сложно привлекать женскую часть аудитории».
Заменят ли Tinder отечественные аналоги
Еще один ставший популярным среди россиян сервис Twinby отечественные разработчики запустили прошлым летом. Стартапу удалось привлечь 150 млн руб. инвестиций. В основном деньги пошли на маркетинг и продвижение, поделилась соосновательница и управляющий директор Вероника Яковлева:
«Ушел не просто Tinder, а целый холдинг Match Group, который включает в себя множество дейтингов. Рынок был абсолютно к этому не готов. Были устоявшиеся игроки и нишевые приложения (“VK Знакомства”, Mamba и т.д.), и аудитория начала довольно резко пытаться распределиться среди них. Есть корпорации, которые забрали к себе в основном возрастную аудиторию за счет того, что у них есть веб-сервисы, более молодая аудитория ушла, например, в нишевое приложение Pure.
Наш сервис был технически и стратегически готов к тому, чтобы быть конкурентноспособным. Сейчас рынок дейтинга в России насчитывает около 11 млн пользователей, и 20% от него принадлежит Twinby, на данный момент количество пользователей перевалило за черту 2,4 млн человек.
Мы ставим себе достаточно амбициозную цель — занять место Tinder, причем не только с точки зрения узнаваемости и яркости бренда внутри рынка, но и по объему выручки».
По данным исследования компании Statista, в 2022 году прибыль дейтинг-индустрии в России оценивалась в $38 млн. По итогам 2023-го доходы индустрии составили примерно $43 млн.