Выбраны топ-10 интересных экспонатов выставки Третьяковской галереи на ВДНХ
Григорий Шугаев (business@lenta-co.ru)
В Центральном павильоне ВДНХ открылась экспозиция #ТретьяковкаНаВДНХ, выставка посвящена одному из самых неоднозначных периодов в русской живописи — расцвету стиля соцреализм. Об этом сообщила газета «Комсомольская правда».
«В вестибюле павильона можно увидеть два больших панно работы известного советского художника и педагога Павла Соколова-Скаля. Одно из них — “Штурм Зимнего дворца№ — было написано в 1954 году для Главного павильона Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. На картине изображен эпизод событий Октябрьской революции 1917 года: толпа восставших матросов и солдат идет через арку Главного штаба на Дворцовую площадь. Контраст света и тени, взметнувшееся красное знамя на фоне темных силуэтов фигур усиливают драматизм события», — говорится в материале.
Отмечается, что впервые героическая сцена взятия Зимнего дворца показали в фильме Сергея Эйзенштейна «Октябрь» (1927). Со временем кадры из этой киноленты стали воспринимать как фрагменты документальной хроники.
Другая картина — «На открытии колхозной электростанции», художник Александр Александрович Дейнека, 1952 год. В основе сюжета картины — открытие в 1927 году рядом с Тбилиси Земо-Авчальской ГЭС. Она была первой в Грузинской ССР. Для картины художник выбрал холст большого формата. В его центре — здание построенной электростанции, на площадке которой стоят руководящие работники. На торжественном открытии собрались и все жители колхоза. Праздничную атмосферу картине добавляет яркая цветовая гамма и солнечный свет. Александр Дейнека представил зрителям идеализированный колхоз, где колосится пшеница и открываются электростанции. Тема картины совпала с общим настроением эпохи: страна воспаряла после войны, началась новая жизнь.
В диалоге с архитектурой «Центрального» павильона выступает видеоинсталляция «Гимны Московии». Художник переосмыслил историю отечественной архитектуры XX века и создал образ идеального города — города-близнеца современной столицы. Фильм состоит из трех частей, каждая из которых показывает здания исторической эпохи: сталинский стиль, период советского модернизма и современность. Идею проекта дополняют звуковые ряды — гимн, как в оригинальной, так и в переработанной вариациях. В первой части перед нами предстают постройки 40-х и 50-х годов: ансамбль площади Гагарина и Ленинский проспект, две сталинские высотки — здание на площади у Красных ворот и центральное здание МГУ имени Ломоносова на Воробьевых горах. Во второй части гостей переносят в эпоху советского модернизма. На кадрах виден небоскреб Президиума Академии наук, магистрали проспекта Калинина (в настоящее время — улица Новый Арбат).
Завершает фильм съемка комплекса зданий «Москва-Сити». В фокусе камеры — башня «Эволюция», которая получила международное признание и награды. Видеоинсталляция можно считать гимном архитектуре Москвы.
В материале отмечается, что Исидор Григорьевич Фрих-Хар — известный советский скульптор. Он родился в Кутаиси, в семье виноградаря, и не получил специального художественного образования. А в 20 лет начал заниматься скульптурой самостоятельно. В 30-е годы Фрих-Хар путешествовал по СССР: он побывал в Баку, Грузии и Крыму. Эти поездки вдохновили его на создание горельефа. На нем изображен колхозный праздник по поводу сбора урожая. Произведение украшено цитатой из выступления Иосифа Сталина на Первом всесоюзном совещании стахановцев: «Жить стало лучше, жить стало веселее». Горельеф нельзя назвать воплощением идеологии, это искренне изображение радости и праздника. Это достигается за счет непосредственности народного искусства и яркой цветовой палитры.
В зале также висело панно Александра Герасимова «Выступление Сталина на II съезде колхозников-ударников», но после XX съезда Коммунистической партии его убрали из экспозиции. Для павильона потребовался новый художественный объект. Им стала карта СССР с информацией о размещении машинно-тракторных станций (МТС). Над ней установили лозунг: «Машинно-тракторные станции — решающая сила в развитии колхозного производства». В апреле 1958 года приняли закон о реорганизации МТС. А лозунг изменился: «Укрепление материально-технической базы — важнейшее условие дальнейшего подъема сельского хозяйства». Сейчас можно увидеть сохранившиеся фрагменты изображения.
Кроме этого, в экспозиции представлено произведение Сергея Лучишкина, студента ВХУТЕМАСа — «Спартакиада народов СССР». Полотно написано под впечатлением от Всесоюзной Спартакиады 1928 года в Москве. В этом многочастном произведении отражены четыре события спортивного праздника: массовое гуляние на Ленинских горах, парад иностранных гостей, физкультурный парад в Парке культуры и отдыха имени Горького и водный праздник на Москве-реке. Работа демонстрирует вовлеченность советских граждан в спортивную жизнь страны.
Далее говорится о картине «У истоков Ангары». В 1953 году Юрию Подляскому предложили отправиться в командировку в Сибирь. Там он руководил творческой базой местных художников на берегу Ангары. Результатам поездки стала знаменитая «Сибирская серия». Ее показали на Всесоюзной выставке фестиваля молодежи и студентов в Москве в 1957 году. Одной из самых значимых работ в этой серии стала картина «У истоков Ангары». Именно здесь в 1954 году началось строительство Братской ГЭС. Художнику удалось раскрыть героизм советских исследователей и строителей.
Вадим Николаевич Соколов — советский скульптор и преподаватель Института имени Репина. Мастер создал галерею типажей своих современников и сформировал представление о советском трудовом народе. Одна его главных работ — «Рабочий. Трудовая победа». Скульптура изображает человека после тяжелого рабочего дня — он осматривает результаты своего труда. Жест вытирания рук и портретное сходство позволяют предположить, что это скульптурный автопортрет. В то же время работа передает типичный образ молодого советского инженера, человека-труженика, человека Созидающего. За скульптуру «Рабочий. Трудовая победа» в 1951 году Вадим Соколов получил Сталинскую премию третьей степени. В то же время его произведения приобрела Третьяковка.
Скульптурная группа «Хлеб» Веры Мухиной должна была дополнить композицию нового Москворецкого моста, который был построен по проекту архитекторов Алексея Щусева и Патвакана Сардаряна. В конце 30-х годов мастер подготовила несколько эскизов, но скульптуры так и не появилась на мосту. Только одну из работ Мухина выполнила в большом размере — композицию «Хлеб». Ее представили на выставке «Пищевая индустрия» в 1939 году. При создании скульптуры автор обратилась к традициям античного искусства, изобразив урожайные поля страны.
В свою очередь, «Девушка с веслом» скульптора Ивана Шарда — одно из самых известных произведений истории советской скульптуры. Героиня предстает перед зрителями обнаженной, в ее образе преобладает смелость и чувственность. Моделями для образа «Девушки с веслом» были реальные спортсменки. Высота первого варианта скульптуры составила 12 метров, но комиссия сочла ее слишком высокой. Эту работу отправили в парк культуры и отдыха Ворошиловграда (ныне Луганска). Второй вариант «Девушки с веслом» оказался более романтичным и изящным. Его высота составила 8 метров. Статую Иван Шард выполнил из бетона, ее установили в центре фонтана. Со временем название «Девушка с веслом» стало нарицательным: так называли все гипсовые скульптуры, расположенные в парках культуры и отдыха СССР.