Факторинговая отрасль показала уверенный рост по итогам трех кварталов 2024 года как по объему портфеля, так и по числу активных клиентов. В условиях высокой ключевой ставки такое краткосрочное финансирование становится одним из наиболее привлекательных вариантов для бизнеса получить доступ к заемному финансированию. Однако конкуренция в отрасли обостряется, и некоторые игроки сталкиваются с необходимостью перестраивать привычные бизнес-модели и переориентироваться на новые сегменты клиентов.
По итогам третьего квартала 2024 года портфель рынка факторинга достиг 2,73 трлн руб. За год рост составил 53%, за квартал — 17%. Такие данные следуют из материалов Ассоциации факторинговых компаний (АФК), с которыми ознакомился “Ъ”. При этом количество активных клиентов на рынке факторинга превысило 16,5 тыс. юрлиц, что всего на 24% превысило показатель годовой давности. Вместе с тем за квартал рост составил 16%.
В третьем квартале произошел резкий рост количества клиентов у нескольких факторинговых компаний, работающих исключительно в сегменте МСП, средний чек которых не превышает 1 млн руб. Именно это обеспечило сглаживание выдач по крупным чекам и уравняло темпы роста портфеля и клиентов, поясняет управляющий директор по факторингу Альфа-банка Павел Шишов. Впрочем, новые клиенты сегмента МСП дали не более 3–5% от совокупного прироста рынка за квартал.
Активный рост показателей рынка факторинга за счет клиентов ставит этот сегмент особняком среди других финансовых рынков, которые показывают рост портфеля за счет высоких ставок и роста стоимости продукции при сокращении числа сделок и клиентов (по лизингу см. “Ъ” от 3 октября, по кредитам см. “Ъ” от 7 октября). «Для рынка факторинга ключевыми являются спрос и выпуск готовой продукции, динамика товарооборота. На короткой оборачиваемости портфелей (до 70 дней.— “Ъ”) ставка не важна, так как “деньги сегодня дешевле, чем деньги завтра”»,— говорит исполнительный директор АФК Дмитрий Шевченко. При этом, по его словам, в третьем квартале продолжило сказываться влияние «высоких темпов инфляции, роста ключевой ставки и повышения спроса на краткосрочную беззалоговую ликвидность со стороны торговых и производственных компаний». Клиенты опасаются привлекать долгосрочные кредиты, при этом нехватка оборотных средств и потребность бизнеса в получении денег сохраняется, отмечает гендиректор компании «СберФакторинг» Денис Максименко.
Однако не все участники рынка сохранили высокие темпы роста по итогам квартала. Примечательным событием на рынке факторинга в третьем квартале стали перестановки среди пятерки крупнейших игроков. Лидером сегмента по-прежнему остается «СберФакторинг» с портфелем на 1 октября текущего года в 817 млрд руб. Альфа-банк, «ГПБ Факторинг» и «ПСБ Факторинг» конкурируют за 2–4-е места. А вот «ВТБ Факторинг» показал в квартальном сравнении снижение портфеля почти на четверть, до 203 млрд руб. В компании отказались от комментариев. Снижение портфелей отдельных участников рынка может быть вызвано разными причинами — от трансформации бизнес-модели до повышения качества портфеля или его доходности, поясняет Дмитрий Шевченко. «Уровень конкуренции наиболее значителен в сегменте крупного бизнеса»,— отмечает эксперт. «В третьем квартале несколько рейтинговых агентств пересмотрели оценки крупных компаний, что привело к небольшому снижению рейтингов некоторых заемщиков. Это ограничило их возможности по увеличению объемов финансирования их крупнейших контрагентов, что также стало одной из причин замедления роста среднего чека»,— указывает сооснователь финтех-платформы ROWI Виктор Вернов.
В отличие от других сегментов финансового рынка, факторы смотрят на конец года с оптимизмом. «Ожидаем по итогам 2024 года рост совокупного портфеля рынка в пределах 25–30% и увеличение клиентской базы в пределах 15–17%»,— прогнозирует гендиректор «РСХБ Факторинг» Михаил Яценко. «С 1 января 2025 года вырастет налоговая нагрузка, что повысит спрос на оборотный капитал для всех, а особенно — для малых и микропредприятий на упрощенной системе налогообложения»,— отмечает Дмитрий Шевченко. По его словам, для прохождения налоговых периодов по НДС им придется «либо удлинять отсрочки поставщикам, либо привлекать факторинг для ускорения получения выручки от покупателей».