Приложения для свиданий могут понести ответственность за вызванную у пользователей зависимость. В День святого Валентина шесть американцев подали иск к компании Match Group, которая владеет Tinder. По информации Reuters, они обвинили корпорацию в том, что она специально завлекает пользователей ради прибыли, но не помогая им найти пару. Опрошенные “Ъ FM” эксперты полагают, что подобный иск может быть громким прецедентом, который навсегда изменит индустрию. Подробности — у Григория Колганова.
Уже не первый год психологи говорят, что соцсети вызывают зависимость. Дейтинговые приложения работают похожим образом — пользователи листают бесконечный поток анкет, попадая в ловушку иллюзии неограниченного выбора. Им кажется, что следующий потенциальный кандидат будет лучше предыдущего, а потому остановиться невозможно.
О том, что в этом виноваты разработчики, так публично юзеры заговорили впервые, и что символично — в День всех влюбленных. Пользователи обратились в федеральный суд Сан-Франциско с претензиями к компании Match Group, владельцу Tinder и нескольких аналогичных приложений.
Как россияне заводят знакомства в интернете
При этом, по словам журналистки NBC News Эмили Айкида, подобные обвинения небезосновательны: «Приложениями для знакомств пользуются 300 млн человек по всему миру. В 2022 году индустрия заработала почти $5 млрд. Опрос, проведенный Великобританией, показал, что девять из десяти одиночек, которые сидят на таких платформах, считают, что они зависимы. А семь из десяти пользователей уверены, что сервисы негативно сказываются на их психическом здоровье».
Опрошенные “Ъ FM” эксперты отмечают, что еще пару лет назад последствия чрезмерного увлечения дейтинг-сервисами были ответственностью самих пользователей. Но иск к владельцам Tinder станет важным прецедентом, полагает партнер Digital & Analogue Partners Екатерина Смирнова: «Само по себе заявление просто гениальное, это прецедент мирового уровня по своему масштабу.
Нужно будет доказывать, что есть конкретные методы, которые использует платформа, они, кстати, тоже исследованы. Придется говорить о том, что именно на продвижении такого контента фокусируется площадка и о негативных последствиях этого».
Сама компания в ответном заявлении откровенно посмеялась над иском пользователей. Match Group утверждает, что искренне стремится к тому, чтобы клиенты ходили на свидания и образовывали пары, а не сидели в приложениях для знакомств. Сервисам даже не надо придумывать специальные механизмы для удержания пользователей, заметил независимый эксперт по дейтинг-платформам Ярослав Сергеев: «Потребность в знакомствах у людей довольно большая, и на одного человека, который нашел себе пару, всегда найдется два новых пользователя, которые расстались, и снова ищут партнера.
Никто специально зависимостей не формирует. И более того, я даже не совсем представляю, как с юридической точки зрения можно доказать наличие подобных намерений у разработчиков».
Представители российских дейтинговых приложений в беседе с “Ъ FM” подтверждают, что у пользователей может сформироваться зависимость от сервисов. Но не из-за хитрого алгоритма, а благодаря удовольствию от новых знакомств. А такая удовлетворенность, естественно, влияет и на бизнес-показатели, отметил гендиректор приложения «Мамба» Андрей Бронецкий:
Как планируют развиваться российские дейтинг-приложения
«Приживаются те сервисы, которые удлиняют потребление продукта и, соответственно, люди больше тратят денег. Условия бизнеса стимулируют, чтобы приложение нравилось, чтобы за него платили. Поэтому это можно так интерпретировать, но это две разные вещи — делать эффективный бизнес и целится в привычку».
Tinder до ухода из России зарабатывал в стране по $1,5 млн в месяц. Сейчас пользователи распределились в основном между отечественными сервисами, кратно увеличив их выручку. Похоже, у американского дейтинг-приложения в РФ была весьма платежеспособная аудитория или очень зависимая.