Всероссийский союз страховщиков (ВСС) предложил ЦБ дать страховщикам возможность работать с перестраховщиками, имеющими рейтинг российских агентств вместо международных. По словам экспертов, это продиктовано желанием страховых компаний перестраховывать риски в компаниях из стран Ближнего Востока, которые, как правило, не имеют никаких рейтингов. Так страховщики смогут не только сэкономить, но и снизить давление на капитал.
Как стало известно “Ъ”, на прошлой неделе ВСС направил в ЦБ письмо c предложениями по регулированию работы российских страховщиков с иностранными перестраховочными компаниями (с ним ознакомился “Ъ”). В ЦБ подтвердили его получение. ВСС предлагает разрешить страховым компаниям работать с иностранными перестраховщиками из дружественных стран с учетом рассчитанных по международной методологии рейтингов российских рейтинговых агентств.
Сегодня страховщики могут работать только с теми перестраховщиками, которые имеют рейтинг международного агентства. Согласно нормативным актам ЦБ, для расчета стоимости активов страховые компании вправе учитывать договоры только с теми иностранными перестраховщиками, которые имеют рейтинг не ниже уровня B от S&P Global Ratings или Fitch Ratings, B2 от Moody`s Investors Service, B– от A.M. Best Co. Их деятельность существенно ограничена на территории ряда дружественных стран, отмечается в письме.
По словам гендиректора аналитического агентства «Бизнесдром» Павла Самиева, в первую очередь речь идет о странах Ближнего Востока, в частности ОАЭ, Омане, Саудовской Аравии, Катаре, Египте, Иране, а также Пакистане и Индии. В зоне Персидского залива крупнейшими перестраховщиками, работающими с российскими контрагентами, выступают Kowsar Insurance, Karafarin Insurance, Razi Insurance, Tejeranto Insurance, Parsian Insurance, уточняет независимый эксперт Андрей Бархота. Такого рода шаг может гипотетически позволить размещать российские риски, например, в Bimeh Iran — государственном страховщике Ирана, добавляет руководитель страховой практики МЭФ Legal Иван Рыбаков. По оценкам господина Бархоты, потенциальный объем передаваемых российскими перестраховщиками рисков составляет $2,5–4 млрд.
Перестраховщики из этих стран не имеют международных рейтингов, поскольку они работают в основном на внутреннем рынке и у них нет такой потребности, поясняет господин Самиев. При этом рейтинг перестраховщика может быть как выше, так и ниже рейтинга страны в зависимости от методологии, добавляет директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Алексей Бредихин. Сегодня в среднем рейтинг стран Ближнего Востока, по оценкам господина Самиева, превышает BBB.
По словам экспертов, для страховщиков это возможность получить контрагента с более лояльной политикой принятия рисков и низкими ценами. Тарифы могут быть меньше, поскольку это далеко не самые известные перестраховщики, считает профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Цыганов. По оценкам господина Бархоты, в сравнении с азиатскими и латиноамериканскими перестраховочными компаниями стоимость может быть ниже на 15–25%.
Такой ход уменьшит давление на капитал. По словам собеседника “Ъ” на страховом рынке, перестраховывать у нерейтинговых страховщиков можно было всегда, но тогда необходимо за свой счет формировать соответствующие доли в резервах, что могут позволить себе только крупные компании. Самое главное, что андеррайтинг ближневосточных коллег в принципе готов брать на перестрахование российские риски, считает Андрей Бархота. Перестраховщики из Китая, Казахстана и Турции в меньшей степени проявляют заинтересованность в сотрудничестве из-за опасений вторичных санкций, поясняет он.
Рейтинговые агентства готовы работать с иностранными страховщиками. В частности, управляющий директор по рейтингам страховых и инвестиционных компаний «Эксперт РА» Алексей Янин отмечает, что агентство недавно разработало и утвердило методологию присвоения рейтингов страховым компаниям по международной шкале. Стоимость таких услуг может составлять от 2 млн до 5 млн руб., отмечает господин Самиев.
В ЦБ отметили, что условия применения кредитных рейтинговых агентств в регулировании устанавливаются решениями совета директоров Банка России. При утверждении агентством новой методологии она рассматривается ЦБ и по итогам оценки принимается решение о возможности ее применения в регулировании, уточняют там.