Главная Веб-разработка От университета к дата-сайенс в МТС за год: как я проходил обучение в Школе аналитиков

От университета к дата-сайенс в МТС за год: как я проходил обучение в Школе аналитиков

от admin

Максим Коновалов расскажет, как стал Data Scientist в МТС, пройдя школу аналитиков данных МТС и стажировку.

049 открытий250 показов

Привет! Я Максим, дата-сайентист из МТС. Работаю в команде банковского скоринга: наш продукт определяет кредитные риски и вероятность мошенничества. В компанию я попал через школу аналитиков данных МТС и стажировку. Сегодня расскажу, как попасть на работу в крутую компанию без 10 лет опыта работы.

С чем я пришел в Школу

До поступления в школу я занимался программированием, сейчас учусь в университете на специальности «Робототехника и искусственный интеллект». У нас в программе, разумеется, есть курсы по машинному обучению и Python с практикой. В дополнение я проходил бесплатные курсы на Stepik и похожих платформах, был на митапах по Data Science, пробовал проходить стажировки. Плюсом делал небольшие pet-проекты, но коммерческих работ не было.

Год назад я наткнулся на лендинг Школы. Мне понравилось, как расписана программа, кем являются преподаватели — это и подкупило. Последним аргументом стала возможность попасть на стажировку в МТС.

В итоге я подал заявку, прошел вступительный экзамен (в форме теста), написал мотивационное письмо — и, наконец, попал на обучение. Из огромного числа заявок прошли отбор лишь 120 человек.

Много математики, много домашки и баллы за кофе с одногруппниками: как строилось обучение

Обучение началось через несколько дней после зачисления в Школу. Иногда я думал о том, что программа может оказаться такой же, как на курсах, которые проходил раньше: структура не очень, все в записи, часть материала потеряла актуальность и так далее. Но оказалось все наоборот.

Занятия были очень интенсивными: два раза в неделю мы слушали лекции, по три часа каждая (всего мы отучились 360 часов!). Весь материал читали преподаватели во время трансляции. Там же отвечали на вопросы студентов по теме лекции или о себе и работе. Живое общение очень мотивировало посещать трансляции, а не ждать записи и откладывать «на потом».

Программа состояла из нескольких блоков: SQL, Python, математическая статистика, оптимизация, классический ML, визуализация, временные ряды и A/B-тесты, Big Data, RecSys, NLP, кейсы в ML и System Design. Около половины программы заняла теория: математика, статистика, теория вероятности и прочее. Другая половина — это работа с данными, Python, машинное обучение.

За пятнадцать лет работы в DS я пришел к выводу, что с коллегами, которые ловко освоили хайповые либы и не обладают фундаментальными знаниями, работается как на минном поле — никогда не знаешь где рванет. Часто эти ошибки касаются базовой статистики, интервальных оценок, а еще чаще — работы алгоритмов. Строгие теоретические выкладки подменяются мифами, а давно преодоленные ограничения старых реализаций алгоритмов становятся догматами. Отсюда и идет целеполагание нашей программы. При этом учить одну лишь теорию скучно, и у студентов возникнут справедливые вопросы о применимости знаний. При создании программы я старался дать за весьма ограниченный срок (всего год) и базу, и практические навыки. Это нужно, чтобы специалист на выходе стал самостоятельным: мог построить end2end-приложение с ML — от скраппинга данных до деплоя и оценки эффективности решения в деньгах. Это действительно сложно: начать с занятий Python и SQL и за год дойти до Spark и PyTorch, параллельно двигаясь от алгебры, оптимизации и статистики до устройства трансформерных архитектур и проблем смещений (bias) в рекомендательных системах. При этом базовые блоки выступают фундаментом для дальнейших занятий, и курс с середины не пройти.Никита ЗелинскийРуководитель центра компетенций Data Science МТС Big Data и ML-платформ

Многие преподаватели делили их на теорию и практику: изучили материал на лекции и сразу попробовали применить его при выполнении какой-то задачи.

Почти после каждого занятия мы получали домашнее задание на неделю — или более объемную итоговую работу, если закончили какой-то блок. Разумеется, все по теме лекции: от посчитать какую-то вероятность до написать бэкенд сайта для бронирования книг.

Что-то было довольно простым, например, все тот же сайт. Но иногда приходилось довольно долго думать.

Хороший пример — итоговая работа по Big Data. Нам дали файлы датасетов, по которым надо было выполнить четыре задачи:

  1. Проанализировать данные, описать проблемы, которые в них содержатся (проблемы хранения тоже считаются), и предложить решения.
  2. Реализовать поток данных из топика, который бы удовлетворял конкретные условия.
  3. Реализовать batch-поток для обработки исторических данных и построить на его основе четыре отчета.
  4. Спроектировать модель данных и таблицы для хранения информации из предыдущих задач. И протестировать эту модель на нескольких запросах.

Многие домашки были построены так, что их можно сразу класть в портфолио и подавать как пет-проекты. Например, домашкой по ML было близкое к реальному техническое задание от продакт-оунера: внедрить ML-модель в прод.

До начала курса я был знаком с основами математической статистики, SQL, Python и ML, и Школа аналитиков данных смогла дать мне главное — практический опыт, которого не хватало. С каждым месяцем обучение становилось интереснее: я начал узнавать вещи, о которых никогда не слышал.

Читать также:
GitHub добавит в Copilot ИИ-модели от Anthropic и Google

От университета к дата-сайенс в МТС за год: как я проходил обучение в Школе аналитиков

А еще меня впечатлила сама организация. Спасибо Алине Веденской и Марии Теплинской за то, что регулярно постили анонсы и новости курса и всегда быстро давали обратную связь.

Еще нас мотивировали с помощью челленджей

Мы получали баллы за посещение лекций, домашки и внешнюю активность — те самые челленджи. Это могли быть пост про Школу в своих соцсетях или фотка, на которой ты пьешь кофе с другими студентами. За очки можно было купить мерч, плюс на их основе строился рейтинг студентов.

От университета к дата-сайенс в МТС за год: как я проходил обучение в Школе аналитиков

Вот такими были задания, за которые давали баллы.

Хотя должен признать, что мне не хватило нетворкинга и живого общения: лекций, конференций, мероприятий в офлайне. Но большинство студентов живут в разных городах и учатся/работают параллельно со Школой аналитиков данных, так что вряд ли это вообще возможно реализовать.

Высокий рейтинг — возможность попасть на стажировку

У топ-5 студентов по учебному рейтингу была возможность пройти все этапы отбора на стажировку в упрощенном порядке: мы сразу выбирали отдел, в котором хотели бы работать, и попадали на интервью с руководителем команды.

У остальных студентов и других кандидатов все было сложнее: нужно пройти первичное интервью с рекрутером, дождаться его решения, и только потом, если оно окажется положительным, тебя пригласят на интервью с руководителем команды, в которую хочешь попасть.

От университета к дата-сайенс в МТС за год: как я проходил обучение в Школе аналитиков

Мой сертификат выглядел так.

А потом пошли стажировки и адаптация

Благодаря учебе у меня появилась хорошая теоретическая база, небольшие проекты в портфолио, навыки работы с конкретными инструментами и контакты с коллегами, которые раньше были нашими преподавателями. Но было все равно сложновато.

Все потому, что появился огромный объем информации: по процессам, по продуктам, по ролям — все, что скопилось у отдела за много лет работы. И этот объем надо было как-то усвоить в максимально сжатые сроки: изучать документацию, читать чужой код, разбираться, что этот код сделал и почему именно так.

Но я всегда мог написать вопрос в общий чат, и коллеги помогали разобраться с конкретной задачей.

Конечно, параллельно с первого дня стажировки я начал работать. Например, первой задачей было построить скоринговую ML-модель — по типу тех, которые делают коллеги. Делать нужно было все:

  • сборку и расчет данных;
  • препроцессинг;
  • фильтрацию стабильных признаков во времени по PSI;
  • построение и сохранение ансамбля моделей;
  • расчет метрик качества;
  • создание отчета по построенной модели.

И здесь помогло обучение в Школе аналитиков данных (особенно блок Big Data). Мы учились на тех инструментах, которыми я пользовался на стажировке и пользуюсь до сих пор. Например, когда я только попал на стажировку, уже очень хорошо разбирался в модуле Spark, успел позапускать на нем код — так что тратить время на изучение инструмента не пришлось.

Так, очень быстро и незаметно пробежали три месяца

Как такового перехода из стажировки в штат у меня не было — я закрывал спринты, постепенно брал на себя более сложные задачи (например, строил внешнюю модель для внешнего заказчика). Мне даже сложно прочертить четкую границу между работой стажера и на нынешней должности, потому что проекты остались теми же:

  • реализовывать новые фичи для ML-моделей на основе данных телекома;
  • сделать аналитику по продуктам финтеха;
  • построить ML-модель для потока внешних клиентов и так далее.

Тем не менее появилось планирование и долгосрочные цели. Если раньше я был «на подхвате», и тимлид давал по задаче за раз, то теперь потихоньку начал формироваться бэклог на следующий квартал: мне начали ставить конкретные задачи с дедлайнами.

Как я узнал от HR, после завершения стажировки около 60% сотрудников переходят в штат компании. Это меня удивило и замотивировало — не хотелось попасть в оставшиеся 40%.

Что осталось рассказать

Я остался доволен учебой в Школе и дальнейшим треком по нескольким причинам:

  • качественные и хорошо структурированные знания, которые вы либо не сможете найти в открытом доступе, либо потратите на это кучу времени;
  • преподаватели — действующие сотрудники МТС, опытные специалисты с огромной экспертизой;
  • классное, открытое общение: и менеджеры, и преподаватели всегда готовы помочь;
  • домашки не были абстрактными и больше походили на пет-проекты — с такими точно можно собрать портфолио и стучаться в крупные IT-компании. 

В целом, этот курс стал для меня отличным стартом в мире Data Science. Моей целью было получить навыки и знания, которые могут помочь мне попасть на стажировку в МТС — и я их получил. Заранее изучил теорию, с которой буду сталкиваться на работе, и отточил ее на домашних заданиях, выяснил, как все устроено в командах, и познакомился с будущими коллегами.

А тем, кто только поступает в Школу, я советую быть активными: ходить на лекции, выполнять домашки и получать баллы. Звучит просто и обыденно, но от этого действительно зависит, сможете ли вы попасть на стажировку и получить работу.

Похожие статьи