Разбираем типовые задания, подводные камни и делимся советами по быстрой подготовке.
ОГЭ по информатике пройдёт уже совсем скоро — 26 мая, 6 июня и 16 июня 2025 года. Этот экзамен считается одним из самых простых, однако до него остаётся меньше месяца, и за это время нужно успеть разобраться с довольно большим набором тем. Так давайте не будем терять ни минуты.
Сначала мы кратко пройдёмся по формату экзамена: вы узнаете, как устроен ОГЭ по информатике и какие задания вас ждут. Затем перейдём к стратегии подготовки — расскажем, какие задания и в каком порядке лучше решать. И конечно, поговорим о том, как организовать самостоятельную подготовку и обойтись без помощи репетитора.
Как устроен ОГЭ по информатике в 2025 году
В 2025 году ОГЭ по информатике для девятиклассников продлится 2 часа 30 минут и будет основан на основных темах школьного курса: «Информация и информационные процессы», «Моделирование», «Алгоритмизация и программирование», «Информационные технологии».
При этом вам не придётся искать или скачивать какие-либо программы — всё нужное будет заранее установлено на рабочем месте. Кроме того, перед началом ОГЭ экзаменатор объяснит, как правильно сохранять файлы с выполненными заданиями. Пользоваться интернетом, разумеется, нельзя.
- 17–21 балл — оценка 5;
- 11–16 баллов — 4;
- 5–10 баллов — 3;
- 4 балла или меньше — ну, вы поняли, экзамен не сдан.
Обратите внимание: хотя для оценки 4 нужно минимум 11 баллов, в документации к ОГЭ указано, что для поступления в профильный класс по информатике школьнику желательно набрать не менее 15 баллов.
Также из-за дополнительного задания вырос сам максимальный балл за экзамен: с 19 до 21 балла. При этом длительность ОГЭ осталась прежней — то есть заданий стало больше, а времени на их выполнение не добавилось.
Вы получите архив с тремя PDF-файлами: демоверсию экзамена с ответами и критериями оценки, кодификатор с перечнем проверяемых навыков, а также спецификацию с объяснением формата проведения ОГЭ.
Кроме того, в архиве будет папка с дополнительными материалами, которые пригодятся для подготовки к заданиям 11, 12, 13 и 14. Например, для работы с 14-м заданием вы получите три электронные таблицы, а для 13-го задания — текстовый документ и изображения для подготовки презентаций. В этом году вам предлагают тренироваться на хомяках.
Демоверсия экзамена, кодификатор и спецификация в PDF-формате — основные материалы, которые вы можете скачать с сайта ФИПИ
Скриншот: «Проводник Windows» / Skillbox Media
Дополнительные материалы к заданиям 11, 12, 13 и 14
Скриншот: «Проводник Windows» / Skillbox Media
Как подготовиться к заданиям ОГЭ по информатике в 2025 году
Мы рекомендуем заниматься ежедневно и выделять на подготовку около 2,5 часа в день — как на самом ОГЭ. Если вы сможете придерживаться такого режима хотя бы три недели, четвёрка вам почти гарантирована.
Время занятий постарайтесь распределить так: 1–1,5 часа — на изучение новой темы, затем перерыв, а в оставшееся время — повторение пройденного материала. Например, если вы начинаете занятия в 8:00, то до 9:30 изучаете новую тему, а вечером, скажем, с 17:30 до 18:30 возвращаетесь к уже изученным темам и закрепляете их повторением.
Всю подготовку рекомендуем построить по следующей схеме:
- В первый день спланируйте расписание занятий и соберите задания, по которым будете готовиться. Можно использовать открытый банк тестовых заданий или любой другой сборник для подготовки к ОГЭ.
- На второй день изучите новую тему. Как это делать — расскажем в следующем разделе.
- На третий день — изучаете следующую тему и повторяете материал предыдущего дня.
- И так каждый день добавляйте одну тему и повторяйте предыдущие.
Такой подход основан на системе интервальных повторений, которая поможет вам запомнить весь материал для ОГЭ. А теперь разберём, какие темы стоит изучать в первую очередь, а к каким переходить немного позже.
1-й этап: нарабатываем базу для тройки
Для начала сосредоточьтесь на восьми базовых задачах по информатике из первой части: 1, 2, 3, 4, 5, 7, 9 и 10. Это простые задания, для которых в спецификации ОГЭ указано рекомендуемое время выполнения 3–4 минуты на каждое. Думаем, вы сможете справиться с ними даже быстрее.
Каждое из этих заданий оценивается в 1 балл. В сумме вы наберёте 8 баллов — этого достаточно для оценки 3. Но даже если вас устраивает тройка, не останавливайтесь на достигнутом. Большинство следующих заданий тоже несложные, а подстраховка никогда не помешает: на экзамене легко допустить ошибку из-за волнения или невнимательности.
Посмотрим на пример первого задания к ОГЭ:
В кодировке КОИ-8 каждый символ кодируется 8 битами.
Ученица написала текст (в нём нет лишних пробелов):
«Предметы мебели: пуф, стул, диван, кресло, кровать, тумбочка, оттоманка, полукресло, раскладушка».
Ученица удалила из списка название одного предмета, а также лишние запятую и пробел — два пробела не должны идти подряд.
При этом размер нового предложения в данной кодировке оказался на 13 байт меньше, чем размер исходного предложения.
Напишите в ответе удалённое название предмета.
Для этой задачи нужно запомнить, что в кодировке КОИ-8 каждый символ (буква, пробел или запятая) занимает 1 байт. Нам нужно найти слово, которое вместе с запятой и пробелом после неё составляет 13 символов. В слове «раскладушка» 11 символов. Добавляем запятую и пробел после неё (ещё 2 символа) и получаем 13 символов. Значит, ответ: «раскладушка».
Остальные задания примерно такого же уровня сложности и рассчитаны на то, что вы сможете быстро применить нужную концепцию из информатики.
2-й этап: повышаем сложность для четвёрки
На этом этапе попробуйте завершить задачи 6 и 8 из первой части, а затем перейти ко второй части ОГЭ и решить задания 11, 12, 13.1 или 13.2. Так вы подготовитесь набирать 11–13 баллов, чего уже достаточно для оценки 4.
В спецификации шестое задание по информатике рассчитано на базовый уровень сложности, но, на наш взгляд, оно непростое. В нём вам дают программу, и нужно определить её результат при заданном параметре.
Допустим, на ОГЭ по информатике вам попалась программа на Python:
s = int(input()) t = int(input()) A = int(input()) if (s > A) or (t > 12): print(“YES”) else: print(“NO”)
Смотрим условие задачи:
Было проведено 9 запусков программы, при которых в качестве значений переменных s и t вводились следующие пары чисел:
(13, 2), (11, 12), (12, 12), (2, –2), (–10, –10), (6, –5), (2, 8), (9, 10), (1, 13).
Укажите наименьшее целое значение параметра A, при котором для указанных входных данных программа напечатает NO восемь раз.
Для решения на ОГЭ нужно понимать, как работают условные конструкции и логические операторы в Python. Ещё важно учесть: программа выведет YES, если выполняется хотя бы одно из условий — s > A или t > 12.
После этого необходимо проверить каждую пару чисел (s, t) из списка. Чтобы получить NO, оба условия должны быть ложными: s ≤ A и t ≤ 12. Мы ищем минимальное значение A, при котором восемь пар чисел дадут NO.
В данном случае, если попробовать взять A = 13, программа выведет NO для всех пар, кроме (1, 13), потому что в этой паре t > 12. Значит, ответ — A = 13.
Для наглядности сформируем таблицу:
№ | s | t | Проверка условия | Результат |
---|---|---|---|---|
1 | 13 | 2 | 13 ≤ 13 (да) и 2 ≤ 12 (да) | NO |
2 | 11 | 12 | 11 ≤ 13 (да) и 12 ≤ 12 (да) | NO |
3 | 12 | 12 | 12 ≤ 13 (да) и 12 ≤ 12 (да) | NO |
4 | 2 | –2 | 2 ≤ 13 (да) и –2 ≤ 12 (да) | NO |
5 | –10 | –10 | –10 ≤ 13 (да) и –10 ≤ 12 (да) | NO |
6 | 6 | –5 | 6 ≤ 13 (да) и –5 ≤ 12 (да) | NO |
7 | 2 | 8 | 2 ≤ 13 (да) и 8 ≤ 12 (да) | NO |
8 | 9 | 10 | 9 ≤ 13 (да) и 10 ≤ 12 (да) | NO |
9 | 1 | 13 | 1 ≤ 13 (да), но 13 > 12 (нет) | YES |
То есть, видите, на ОГЭ по информатике от нас ожидают одного ответа, но для этого нужно выполнить сразу несколько действий. Конечно, таблицу составлять не обязательно, но, если считать в уме, легко допустить ошибку.
Восьмая задача похожего уровня, только она проверяет, как вы понимаете работу с кругами Эйлера — диаграммами, с помощью которых можно наглядно представить отношения между множествами. Такие круги полезны, когда нужно определить, какие группы объектов пересекаются, какие полностью входят друг в друга, а какие не пересекаются совсем.
Например, если круги «Люди» и «Коты» не пересекаются, это означает, что ни один человек не является котом. А если круги «Коты» и «Вредные» частично перекрываются, значит, некоторая часть котов действительно вредная — но не все. Ещё один классический пример: круг «Люди» полностью входит в круг «Смертные», то есть все люди смертны. А если внутри круга «Люди» находится ещё один — «Сократ», можно сделать логический вывод: Сократ — человек, а значит, он тоже смертен.
Инфографика: Цокто Жигмытов для Skillbox Media
Задания 11 и 12 проверяют знание файловой системы компьютера. Они не сложные, поэтому достаточно потренироваться на нескольких примерах.
Рассмотрим 11-е задание из ОГЭ по информатике:
В одном из произведений А. П. Чехова, текст которого приведён в подкаталоге каталога Проза, присутствует эпизод, в котором щенок, «взятый приучаться», услышал выстрел и поджал хвост. С помощью поисковых средств операционной системы и текстового редактора выясните кличку этого щенка.
Перейдите в папку с материалами к ОГЭ, которую мы ранее скачали вместе с документами к «Основному государственному экзамену по информатике». В ней нужно разархивировать папку «Проза» и проверить параметры поиска — важно убедиться, что он выполняется по содержимому файлов.
Вводим в поиск «взятый приучаться» и находим произведение Чехова:
Скриншот: Проводник Windows / Skillbox Media
Открываем найденное произведение и используем комбинацию клавиш Ctrl + F для поиска по документу. Затем вводим нужную фразу и читаем текст вокруг найденного фрагмента — так мы узнаем, что щенка зовут Тщетный.
Скриншот: Skillbox Media
На этом этапе у нас остались задания 13.1 и 13.2, которые даны на выбор. Вы можете выполнить задание 13.1 и подготовить презентацию либо задание 13.2 — оформить текст по заданным требованиям. Оба задания могут вызвать трудности, только если вы впервые столкнётесь с ними на ОГЭ по информатике. Поэтому просто посмотрите, что вам больше по душе.
Мы рекомендуем сосредоточиться на презентации, поскольку к ней меньше требований. Вам будет достаточно нескольких занятий, чтобы с нуля освоить PowerPoint и разобраться, как работать в нём с текстом и слайдами.
3-й этап: делаем последний рывок на пятёрку
Остались самые сложные интересные задачи 14, 15 и 16, которые в сумме позволяют набрать 7 баллов и претендовать на оценку 5 по информатике. Напомним: для пятёрки вам нужен 17–21 балл, а без этих заданий можно получить максимум 14.
Задание 14 из ОГЭ связано с таблицей, и за него можно получить 3 балла. Здесь важно уметь пользоваться фильтрами и формулами. Кратко это не объяснить, поэтому рекомендуем прочитать следующие статьи:
В задании 15 по информатике вам нужно будет написать программу, которая заставит робота двигаться по определённому маршруту и закрашивать клетки. Задание довольно простое, если разобраться с основными командами управления роботом. Вот пример маршрута:
Браузерная версия системы «КуМир»
Скриншот: «КуМир» / Skillbox Media
Для подготовки к ОГЭ вы можете открыть сайт «КуМир», построить маршрут и позапускать робота онлайн. Или установить программу на компьютер — в браузере «КуМир» иногда зависает, особенно на слабых ноутбуках.
В десктопной версии есть руководство пользователя, подсветка синтаксиса, автоматические отступы и сообщения об ошибках с указанием строк. В браузере выводится только общее сообщение об ошибке, без подсказок.
Настольная версия программы «КуМир»
Скриншот: niisi.ru / Skillbox Media
Попробуйте разные варианты, но мы рекомендуем десктопную версию. А если вам интересно прогнать робота по маршруту из примера выше — нарисуйте маршрут в «КуМире» и затем вставьте следующий код:
использовать Робот алг нач нц пока сверху стена закрасить влево кц нц пока сверху свободно влево кц нц пока слева свободно закрасить влево кц нц пока слева стена закрасить вниз кц нц пока слева свободно вниз кц нц пока слева стена закрасить вниз кц кон
Нажмите на кнопку «Запуск», и робот пройдёт заданный маршрут:
Скриншот: «КуМир» / Skillbox Media
Переходим к последнему, 16-му заданию с ОГЭ по информатике. В нём вам предстоит написать программу на одном из языков программирования. Мы советуем использовать Python — этот язык отличается простым синтаксисом, во многом похожим на обычный английский.
Давайте сразу рассмотрим пример подобной задачи:
Напишите программу для решения следующей задачи.
Ученики 4 класса вели дневники наблюдения за погодой и ежедневно записывали дневную температуру. Найдите среднюю температуру для дней, когда температура поднималась выше нуля градусов. Определите количество таких дней. Гарантируется, что за время наблюдения хотя бы в один из дней температура поднималась выше нуля градусов.
Программа получает на вход количество дней, в течение которых проводилось наблюдение N (1 ≤ N ≤ 31), затем для каждого дня вводится температура. Пример работы программы:
Входные данные | Выходные данные |
---|---|
4 | 10.0 |
–5 | 2 |
12 | |
–2 | |
8 |
Для начала напишем алгоритм решения без кода:
- Получаем общее число дней наблюдения: в примере — 4 дня.
- Собираем данные о температуре за каждый день: −5 °C, 12 °C, −2 °C, 8 °C.
- Отбираем дни с температурой выше нуля: 12 °C и 8 °C — два дня.
- Суммируем положительные значения температуры: 12 + 8 = 20.
- Вычисляем среднюю температуру, разделив сумму на количество тёплых дней: 20 / 2 = 10 °C.
А теперь переведём наш алгоритм в код:
# Считываем общее число дней наблюдения n = int(input()) # Создаём переменные для суммы положительных температур и количества тёплых дней sum_temp = 0 count = 0 # Считываем температуру за каждый день for i in range(n): temp = int(input()) # Температура за текущий день if temp > 0: # Отбираем только дни с температурой выше нуля sum_temp += temp # Суммируем положительные температуры count += 1 # Учитываем количество тёплых дней # Вычисляем и выводим среднюю температуру среди тёплых дней print(sum_temp / count) # Выводим количество тёплых дней print(count)
После обработки всех данных программа выведет два значения: среднюю температуру за все тёплые дни и общее количество дней с положительной температурой. Вы можете скопировать этот код и запустить его в сервисе Online Python: вставьте код в верхнее окно, а в нижнем введите значения из условия задачи — 4, −5, 12, −2, 8. Программа должна вывести 10.0 и 2, после чего она завершит выполнение. Если всё так, значит, код работает корректно, и теперь вы можете попробовать запустить его заново с другими данными.
Скриншот: Online Python / Skillbox Media
Чтобы быстро освоить синтаксис, начните писать код от руки в обычном блокноте — перепишите программу несколько раз, вдумываясь в каждую строку. Затем попробуйте по памяти перепечатать её в онлайн-сервис и проверьте, как работает программа. Несколько дней такой практики — и вы начнёте понимать, как устроен Python-код и что означает каждая команда.
Как самостоятельно разбираться в заданиях ОГЭ по информатике
На наш взгляд, нейросети вполне могут стать вашим персональным репетитором: они умеют простым языком объяснять сложные концепции, проверять решения, давать подсказки, находить информацию и составлять задания для закрепления темы. Для подготовки к ОГЭ по информатике можно использовать ChatGPT, Gemini, Copilot или любую другую нейросеть.
Только не стоит вставлять условия задач по информатике в нейросеть и просто переписывать решения. Это не даст результата, потому что без вашего активного участия материал не усвоится — это как пытаться читать книгу с закрытыми глазами. Мы часто видим эту ошибку у начинающих программистов, которые привыкают бездумно копировать ответы.
Для эффективного обучения мы рекомендуем сочетать нейросети с методом Колба — это подход, который предполагает последовательное прохождение следующих этапов: сначала вы пробуете что-то сделать, затем анализируете свой опыт, делаете выводы и применяете их на практике.
Представим, что вы учитесь кататься на сноуборде и делаете первые неуклюжие спуски. На втором этапе вместе с инструктором вы разбираете, где теряли равновесие и из-за чего падали. Затем изучаете правильную стойку и технику поворотов, после чего возвращаетесь на склон — теперь уже понимая, как правильно держать корпус и распределять вес.
В случае с подготовкой к ОГЭ по информатике метод Колба работает так:
- Сначала попробуйте решить задание самостоятельно, без подсказок. Даже если не уверены в ответе, обязательно пройдите этот этап.
- Если не получается, попросите нейросеть дать подсказку — не готовый ответ, а лишь намёк, который поможет вам самому найти решение.
- После этого снова попробуйте решить задачу.
- Если всё ещё не получается, попросите нейросеть разобрать задачу и объяснить каждый шаг.
Для примера возьмём десятое задание из ОГЭ по информатике:
Вычислите значение арифметического выражения:
101111012 + 11018 + 11116
В ответе запишите десятичное число, основание системы счисления указывать не нужно.
На первом этапе нам следует попробовать решить задание самостоятельно. Допустим, мы потратили 10 минут, но никаких идей так и не появилось. В этом случае загружаем условие в нейросеть и добавляем промпт:
«Помоги решить эту задачу. Дай подсказку, но не раскрывай весь ответ».
Допустим, нейросеть предложит такую подсказку: нужно перевести числа в десятичную систему счисления и сложить их. Мы изучаем эту подсказку и пробуем найти решение. На этом этапе мы можем в целом уже понимать, что нужно сделать, но забыть какой-то конкретный момент. Например, можем не вспомнить, как переводить числа в десятичную систему. В таком случае стоит попросить нейросеть объяснить только этот момент. Если и после этого решить задачу не получается, делаем следующий промпт:
«Реши задачу и объясни каждый шаг, чтобы я понял, как получить ответ».
После этого нейросеть разберёт всю задачу по информатике:
- переведёт двоичное число 101111012 в десятичную систему (189);
- переведёт восьмеричное число 11018 в десятичную систему (577);
- переведёт шестнадцатеричное число 11116 в десятичную систему (273);
- сложит полученные числа (189 + 577 + 273) и выведет ответ (1039).
Если объяснение кажется сложным, не стесняйтесь попросить нейросеть упростить его. В этом и состоит их преимущество: нейросети могут терпеливо объяснять материал столько раз, сколько вам нужно. Вот пример промпта:
«Объясни это простым языком, как будто рассказываешь новичку. Разбери всё по шагам и представь, что я впервые вижу такую задачу».
Пробуя решать задачи самостоятельно, даже с подсказками, вы учитесь видеть структуру задания, находить ошибки и замечать места, которые требуют особого внимания. После 10–15 задач вы начнёте распознавать знакомые элементы и быстрее находить решение. К экзамену вы будете не просто угадывать ответы, а понимать структуру всех типовых заданий ОГЭ.
Что делать, если совсем лень готовиться
Если вам не хочется заниматься информатикой и решать задачки, не спешите себя ругать. Иногда просто не хватает вдохновения, чтобы начать. В таком случае рекомендуем посмотреть фильм «Декодер. Игра гения».
Сюжет разворачивается в 1940-е годы, когда от умения расшифровывать секретные коды зависели судьбы целых стран. Главный герой — гениальный математик-аутист, который оказывается втянут в мир шпионских игр, где решения приходится искать на грани реальности и необычных снов. Его главный соперник — бывший наставник, такой же гений, увлечённый ещё не изобретённым компьютером ENIAC. Их противостояние оказывается куда сложнее, чем просто борьба умов.
Конечно, фильм не про ОГЭ. Но сцены, где герои решают задачи и шифруют послания, по-настоящему заряжают. Связать свою жизнь с информатикой после просмотра вы, может быть, и не захотите — зато мотивации собраться с силами и через месяц сдать экзамен вполне хватит.
Русский трейлер фильма «Декодер. Игра гения» (2024)
Видео: Mister Star