IT-дайджест: главные новости апреля 2025 года.
В апрельской подборке мы собрали ответы на вопросы, над которыми вы, возможно, никогда не задумывались. Вы узнаете, чем вайб-кодинг отличается от вайб-инжиниринга, что стало с промпт-инженерами, как Линус Торвальдс создал Git за 10 дней, почему 1995 год изменил интернет навсегда, и ещё много интересного.
Что случилось в 1995-м — и как этот год навсегда изменил интернет
Разработчик Джей Хоффманн написал статью о 1995 годе, который считается переломным в истории интернета. В этот период веб пережил небывалый рост и впервые вышел за пределы университетов и лабораторий. Вот одна из метрик для наглядности: если в начале 1994 года во всём мире было около 2500 веб-серверов, то к декабрю 1995-го их число достигло почти 75 тысяч. То есть в среднем каждые сутки к сети подключалось около 700 серверов — примерно по серверу каждые две минуты.
Одним из главных событий года стал выход Windows 95 с её интуитивно понятным графическим интерфейсом и меню «Пуск». Эта операционная система сделала персональные компьютеры значительно доступнее для обычных пользователей. Теперь каждый мог несколько раз кликнуть мышкой и открыть текстовый редактор или запустить игру, поскольку не нужно было запоминать сложные команды в консоли.
Другой важный момент — памятка Билла Гейтса The Internet Tidal Wave для топ-менеджеров Microsoft, которую он отправил в мае 1995 года. В ней Гейтс признался, что недооценил потенциал интернета, и настоял на срочной разработке собственного браузера для конкуренции с Netscape Navigator. Это решение привело к созданию Internet Explorer, который долго оставался самым популярным браузером в мире.
Хоффманн отмечает ещё одну важную деталь: к 1995 году сформировались два взгляда на будущее интернета. С одной стороны, был создатель Всемирной паутины Тим Бернерс-Ли, который выступал за постепенное развитие сети и строгие стандарты. С другой — Марк Андриссен, автор браузера Mosaic и сооснователь Netscape Communications. Андриссен поддерживал быструю разработку и внедрение инноваций.
Сегодня мы знаем, что подход Марка Андриссена позволил вебу совершить прорыв. Но вот интересно представить, каким бы был интернет при полной стандартизации. Возможно, мы бы до сих пор ничего не знали о нейросетях и радовались скорости 3G.
Почему ИИ до сих пор не заменил программистов
Несколько лет назад известный разработчик Джош Комо скептически высказался о том, что LLM смогут заменить программистов. Недавно он опубликовал новую статью, в которой переосмысливает свой прогноз и рассуждает о возможностях нейросетей.
В первую очередь Джош разбирает заголовки СМИ. Когда мы читаем что-то вроде «ИИ пишет 25% кода в Google», важно понимать: речь идёт не о самостоятельной работе ИИ, а о его использовании под контролем разработчиков. За каждой сгенерированной строчкой кода стоит человек, который проверяет результат работы нейросети.
Дальше Джош приводит в качестве примера кейс с ИИ-помощником Devin, который в марте 2024 года позиционировался как полноценная замена программистам. На практике Devin смог справиться только с тремя задачами из предложенных 20. И вот как прокомментировал его работу один из тестировщиков, Джон Уитакер:
«Задачи, с которыми он справляется, настолько мелкие и конкретные, что быстрее и проще сделать их самому — и именно так, как нужно мне. А в крупных задачах, где можно было бы выиграть много времени, он, скорее всего, провалится».
Сам Джош использует IDE Cursor вместе с Claude Sonnet и впечатлён этой связкой:
«Бывают случаи, когда LLM за 30 секунд делает то, на что у меня ушло бы полчаса, — и это действительно захватывающе. Но, честно говоря, большую часть времени я всё же пишу код сам».
В итоге Джош Комо приходит к выводу, что его точка зрения практически не изменилась. Да, ИИ за два года значительно улучшился, но компании по-прежнему нуждаются в квалифицированных разработчиках — даже для решения таких базовых задач, как оптимизация веб-приложений. А рассказы о скорой замене программистов во многом связаны с тем, что энтузиасты переоценивают возможности нейросетей.
Нейросети дешевеют, умнеют и становятся нормой: итоги AI Index 2025
В апреле 2025 года Стэнфордский институт искусственного интеллекта опубликовал ежегодный отчёт AI Index, который отражает ключевые тенденции в развитии искусственного интеллекта. Большинство выводов довольно предсказуемы:
- Небольшие модели становятся всё лучше. В 2024 году компактная модель Phi-3 Mini от Microsoft с размером всего 3,8 миллиарда параметров достигла точности в 60% на сложном бенчмарке MMLU. Прежде подобный результат могли демонстрировать только крупные модели со 100–200 миллиардами параметров.
- ИИ стал экономически доступнее. Стоимость обработки миллиона токенов в облачных сервисах упала с 20 долларов в 2022 году до 0,07 цента в 2024-м. Такое значительное снижение цен сделало использование нейросетей доступным не только для крупных компаний, но и для стартапов и независимых разработчиков.
- Больше инцидентов с участием ИИ. В 2024 году зарегистрировано 233 случая злоупотребления технологиями ИИ — на 56,4% больше, чем годом ранее.
- Растёт его практическая полезность в медицине и науке. Например, модель AlphaFold 3 теперь предсказывает структуру белков с точностью почти 99%, а системы медицинской диагностики показывают результаты лучше многих специалистов.
Отчёт также показал, что ИИ становится корпоративным стандартом. Если в 2023 году нейросетями пользовались 55% респондентов, то в 2024 году этот показатель вырос до 78%. Для разработчиков это означает, что умение работать с ИИ-инструментами становится таким же базовым навыком, как знание Git и GitHub.
Доля компаний, которые используют ИИ как минимум в одном бизнес-процессе
Скриншот: HAI / Skillbox Media
«Информационный менеджер из ада», который завоевал мир: Git исполнилось 20 лет
В этом году Git отмечает свой 20-летний юбилей. Эта самая популярная система контроля версий, которой сегодня пользуются миллионы программистов по всему миру. Удивительно, но она была создана всего за 10 дней, и ZDnet вспоминает, как это было.
История началась в 2005 году, когда Linux-сообщество лишилось доступа к системе контроля версий BitKeeper. В ответ Торвальдс создал «временное решение» — быстрый, распределённый и простой инструмент. О выборе названия Торвальдс позже шутил так:
«…это просто три случайные буквы, которые можно выговорить и которые не заняты ни одной известной Unix-командой. А то, что это звучит как искажённое get, — совпадение или нет, кто знает».
Вот так выглядит самый первый коммит в истории Git: «Первоначальная версия „git“, информационного менеджера из ада»
Скриншот: Git / GitHub
Линус Торвальдс считал, что изначально Git был «ужасно неудобен» для пользователей. Интерфейс команд был запутанным, а документации практически не было. Однако гибкость и скорость системы компенсировали эти недостатки, со временем Git превратился в стандарт и сейчас занимает 87% рынка систем контроля версий.
Мы считаем Git невероятно своевременной технологией и полностью разделяем мнение архитектора ПО Мохамеда Яссера:
«Git — это не просто система контроля версий; это структура доверия. Запись видения. Пространство, где каждая ветвь отражает мысль, а каждая фиксация несёт намерение».
Как мыслят сильные разработчики и чему у них можно научиться
Опытный Rust-разработчик Маттиас Эндлер опубликовал статью с советами для начинающих программистов, которые хотят стать высококлассными специалистами.
Некоторые его рекомендации довольно субъективны и подходят не всем. Например, Маттиас советует в обучении опираться в первую очередь на официальную документацию и забыть о других источниках. Также он подчёркивает, что хорошие инженеры охотно делятся знаниями с помощью блогов, выступлений и опенсорс-проектов:
«Навыки письма и программирования тесно связаны. Овладеть искусством письма — значит овладеть искусством мышления. И наоборот. Если текст запутанный и лишённый структуры, таким же будет и код».
Но особенно ценным нам показался его совет про декомпозицию — умение разделить сложную задачу на несколько простых частей. Маттиас подчёркивает, что новичкам важно как можно раньше научиться упрощать задачи до тех пор, пока они не станут решаемыми. Например, если вам трудно сделать систему аутентификации, начните с формы входа. Затем добавьте валидацию, восстановление пароля и другие функции.
Звучит просто, но, чтобы освоить этот подход, важно привыкнуть к подобному мышлению и начать применять его как можно раньше. Допустим, вы только что узнали, как делать простые веб-страницы, но пока не можете сверстать страницу целиком. Попробуйте разбить задачу на части: разместите текст, затем добавьте заголовок, вставьте изображение — и только потом переходите к стилям, слайдерам и прочему. Так вы постепенно выполните проект и лучше поймёте, как работает каждый компонент.
Куда пропали промпт-инженеры и кто теперь вместо них?
Этим вопросом задались авторы Wall Street Journal, которые обратили внимание на интересный феномен: ещё два года назад промпт-инженер считался одной из самых перспективных профессий в сфере ИИ, а сегодня практически исчез. Предполагалось, что именно эти специалисты станут главными экспертами по работе с чат-ботами и смогут получать от нейросетей максимально точные результаты. Например, они могли составить сложный промпт для GPT, чтобы получить подробный финансовый анализ.
Однако за это время нейросети научились лучше понимать намерения пользователей и задавать уточняющие вопросы. Кроме того, компании начали обучать сотрудников работе с ИИ-инструментами, и это практически устранило необходимость в отдельных промпт-специалистах. Вот как это комментирует техдиректор Nationwide Джим Фаулер:
«Мы видим, что в финансах, HR или юридических отделах навыки работы с ИИ входят в набор обычных компетенций, а не становятся отдельной профессией».
Эту же тенденцию подтвердило исследование Microsoft, на которое ссылаются авторы Wall Street Journal. В нём приняли участие 31 тысяча сотрудников из 31 страны. На вопрос о том, какие должности компании планируют вводить в ближайшие 12–18 месяцев, профессия промпт-инженера оказалась одной из наименее востребованных. Вместо неё работодатели всё чаще ищут AI-тренеров и специалистов по безопасности ИИ-систем.
Состояние Vue.js глазами разработчиков: цифры, проблемы и перспективы
Опубликованы результаты ежегодного исследования о состоянии фреймворка Vue.js — State of Vue.js 2025. В опросе участвовали более 1400 разработчиков: они поделились мнениями, рассказали о трудностях и ожиданиях от развития экосистемы.
Опрос показал, что Vue.js продолжает стабильно развиваться, хотя всё ещё уступает React по популярности. За два года количество сайтов на Vue выросло с 2 до 3,3 миллиона. При этом больше всего таких проектов в США, Германии, России и Китае.
А вот некоторые цифры из опроса:
- 93% разработчиков планируют использовать Vue.js в следующем проекте.
- 82% предпочитают писать на TypeScript.
- 80% респондентов используют хранилище Pinia вместо устаревшего Vuex. Pinia позволяет централизованно управлять состоянием между компонентами — это удобно, например, для реализации корзины товаров в интернет-магазине.
- 68% разработчиков используют Nuxt в проектах на Vue. Nuxt — это фреймворк на базе Vue.js, который упрощает создание приложений за счёт встроенного серверного рендеринга, автоматической маршрутизации и оптимизации производительности.
Среди основных проблем разработчики чаще всего упоминали трудности миграции с Vue 2 на Vue 3 — на них пожаловались более 25% респондентов. Почти 22% участников отметили отсутствие официальных и надёжных библиотек компонентов (вроде MUI или Radix), слабые инструменты для тестирования и сложности с интеграцией в VS Code.
Кроме того, 15,6% опрошенных указали на нехватку надёжных решений для нативной и мобильной разработки. Ещё один распространённый запрос — официальная библиотека по доступности и качественные гайды по архитектуре корпоративных приложений.
Самые популярные веб-фреймворки в 2024 году: Vue.js используют 15,4% разработчиков — это почти в 2,5 раза меньше, чем у React (39,5%)
Скриншот:Statista / Skillbox Media
Также в отчёте есть мнения экспертов о будущем Vue.js. Например, вот как видит развитие фреймворка Александр Лихтер — консультант и участник команды Nuxt:
«В будущем я вижу, что Vue.js продолжит развиваться в том же направлении, избегая при этом кардинальных изменений, подобных тем, что были в релизе Vue 3. Вместо этого нас ждут постепенные улучшения, которые уже происходят с каждой второстепенной версией.
Держу пари, что больше экспериментов будет появляться в дополнительных пакетах — например, в vue-vine или vue-macros, а также в крупнейшем метафреймворке для Vue.js — Nuxt.js. Vue стал неотъемлемой частью современной веб-разработки, и я уверен, что это надолго — не только благодаря техническим достоинствам, но и благодаря сильному сообществу, которое сформировалось вокруг него».
От вайб-кодинга к вайб-инжинирингу: фантазия или будущее разработки?
Разработчик из Canva Сергей Целовальников поделился своими размышлениями о вайб-кодинге — новом подходе к программированию, при котором код больше не нужно писать вручную. Достаточно описать результат, и нейросеть всё сделает сама.
Сергей предполагает, что вслед за вайб-кодингом начнёт развиваться концепция так называемого вайб-инжиниринга. Это подход, при котором ИИ сможет не только генерировать фрагменты кода, но и помогать в проектировании полноценных решений.
Например, при разработке системы электронной коммерции инженер сможет задать примерно такой запрос: «Нужен маркетплейс с каталогом товаров, корзиной покупок и системой рекомендаций». В ответ нейросеть предложит архитектуру микросервисов, схему базы данных и сгенерирует базовый код для каждого компонента.
На данном этапе развития нейросетей вполне очевидно, что ключевые решения по безопасности, масштабируемости и надёжности остаются в зоне ответственности инженера. Сергей Целовальников полагает, что и в будущем нет оснований считать, будто ИИ сможет пройти весь инженерный цикл и взять на себя ответственность за создание надёжного программного обеспечения. Поэтому, даже если вайб-инжиниринг в какой-то мере наберёт популярность, применить его на практике вряд ли получится.
Казалось бы, тема закрыта, но в комментариях на Reddit звучит альтернативная точка зрения. Некоторые пользователи считают, что если за вайб-инжиниринг возьмутся инженеры с опытом проектирования высоконагруженных систем, то в ближайшем будущем мы начнём видеть команды, где всю работу выполняет один человек.
Такой специалист сможет правильно задать нейросети архитектуру системы, обозначить требования к безопасности и масштабируемости, а ИИ сгенерирует код, тесты и документацию. При этом инженер сохранит контроль над проектом и в любой момент сможет внести правки — и всё это быстрее, чем в связке с командой джунов. В общем, идея кажется перспективной, и мы обязательно будем следить за её развитием.
Фишки JavaScript, которые полезно знать каждому
Разработчик Сурен Энфиаджян собрал на своём сайте приёмы для работы с JavaScript, которые делают код чище и быстрее. Например, с помощью такого синтаксиса вы можете поменять местами значения переменных без временной переменной:
let a = 1; let b = 2; [a, b] = [b, a]; console.log(a); // 2 console.log(b); // 1
Также вы можете использовать метод Array.at(), чтобы удобно получать элементы массива как с начала, так и с конца — с помощью отрицательных индексов:
const arr = [10, 20, 30]; console.log(arr[1]); // 20 — обычный способ console.log(arr.at(-1)); // 30 — последний элемент
А с помощью structuredClone() вы можете безопасно скопировать объекты, включая вложенные и даже циклические структуры:
const obj = { a: 1 }; obj.self = obj; // создаём цикл const copy = structuredClone(obj); console.log(copy); // { a: 1, self: [Circular] }
Здесь мы показали лишь небольшую часть простых примеров. Рекомендуем заглянуть на сайт Сурена и внимательно изучить всю его шпаргалку — там есть что попробовать.
Полезное в Сети
Если вы создаёте электронные письма с HTML-разметкой — рекомендуем добавить в закладки сервис Can I email. Он предоставляет таблицы совместимости HTML и CSS, а также показывает, какие функции поддерживаются в популярных почтовых клиентах.
Например, если вы захотите создать в письме пульсирующую кнопку с помощью свойства animation, Can I email сразу покажет, что такое решение плохо сработает.
Свойство animation не поддерживается в Gmail, Outlook и большинстве мобильных клиентов
Скриншот: Can I email / Skillbox Media
Если вам нужно нарисовать диаграмму, схему или другой визуальный элемент, то сайт Cascii поможет создать их в формате ASCII и Unicode. Приложение написано на JavaScript, поэтому работает прямо в браузере без регистрации. Созданные схемы вы затем можете копировать в код, техническую документацию или в сообщения команде.
Небольшая блок-схема как раз для документации
Скриншот: Cascii / Skillbox Media
Сайт a11ysupport.io — это база данных для проверки доступности веб-приложений. Она показывает, как различные браузеры и программы для чтения с экрана (скринридеры) взаимодействуют с HTML-элементами и ARIA-атрибутами. С её помощью вы можете убедиться, что ваш сайт корректно работает со вспомогательными технологиями.
Сервис i18ncode.com позволяет автоматически переводить JSON- и Markdown-файлы на разные языки, включая русский. Это удобно, когда нужно быстро локализовать интерфейсы, документацию и блоги. Например, вы можете перевести описание приложения из App Store с русского на китайский язык и сохранить форматирование.
На сайте 404s.design собрана коллекция креативных страниц 404: есть трёхмерные, интерактивные и анимированные варианты. Нам вот особенно понравились овощи:
Изображение: 404s
Интересное на Reddit
В сабе AskProgramming девушка спросила, что подарить её бойфренду-программисту. Ей посоветовали такие варианты: резиновую уточку, выходной, пару специальных носков для программистов или что-нибудь совсем не связанное с программированием.
Носки с бинарным кодом — один из лучших подарков программисту ????
Изображение: BoldSocks
В сабе r/learnprogramming разработчик с десятилетним опытом поделился своими мыслями о том, что он хотел бы изменить в прошлом. Вот его первый совет:
«Если бы я начал работать над проектами раньше — будь то проекты с открытым исходным кодом, фриланс или личные проекты, — мне было бы гораздо легче найти работу».
Второй совет также связан с портфолио:
«Даже если вы чувствуете себя комфортно на текущей должности, продолжайте добавлять новые проекты в своё портфолио. Никогда не знаешь, когда оно понадобится».
А ещё он порекомендовал по максимуму использовать текущее место работы:
«Многие компании оплачивают сертификации или курсы — воспользуйтесь этим! Также не бойтесь учиться на работе».
В r/learnprogramming задали вопрос: какой совет вы хотели бы получить, когда только начинали изучать Python? Самым популярным оказался ответ про срезы списков:
languages = [‘Java’, ‘Python’, ‘TypeScript’] # Получить последний элемент # Вернёт TypeScript languages[-1] # Создать копию списка # Вернёт [‘Java’, ‘Python’, ‘TypeScript’] languages[:] # Перевернуть список # Вернёт [‘TypeScript’, ‘Python’, ‘Java’] languages[::-1] # Удалить последний элемент # Вернёт [‘Java’, ‘Python’] languages[:-1]
В сабреддите r/Frontend пользователи обсудили ключевые SEO-принципы, которые полезно знать каждому фронтенд-разработчику. Чаще всего советуют заботиться о доступности контента, поскольку это напрямую влияет на SEO-показатели.
Также среди рекомендаций были: корректное использование заголовков, оптимизация скорости загрузки страницы, грамотная работа с ключевыми словами и метатегами, а также создание контента прежде всего для людей, а не для поисковых роботов.
Git созвучно с английским словом «get» (получать), что символически отражает ключевую функцию системы — получение кода из репозитория. Команда «git pull», например, используется для загрузки обновлений из удалённого репозитория. То есть название системы получилось не просто остроумным, но и функционально значимым.
ARIA-атрибуты (Accessible Rich Internet Applications) — это специальные HTML-атрибуты, которые помогают сделать сайты более доступными для людей с ограниченными возможностями. Например, атрибут aria-label=”Поиск» можно добавить к кнопке с иконкой лупы, чтобы скринридеры могли правильно озвучить её назначение.