Главная Веб-разработка Джун, мидл и сеньор: чем различаются грейды в программировании

Джун, мидл и сеньор: чем различаются грейды в программировании

от admin

И как перейти на новый уровень.

В разработке, как и в других диджитал-профессиях, существует три уровня развития специалиста: джун, мидл и сеньор. Чем выше уровень, тем интереснее задачи и больше зарплата, но выше и ответственность. В этой статье объясняем, чем различаются между собой грейды и что надо делать, чтобы вырасти до сеньора.

Какие бывают грейды программистов

  • Джун (junior) — специалист, который только начал карьеру. Он может часто ошибаться, поэтому за его работой надо следить.
  • Мидл (middle) — опытный разработчик, который уже может трудиться самостоятельно и помогать начинающим коллегам.
  • Сеньор (senior) — программист с большим опытом, который принимает ключевые решения по разработке продукта.

Кто такой джун (junior)

Руководители команд понимают, что новички часто ошибаются, поэтому за их работой внимательно следят. Более опытные коллеги отвечают на вопросы, проверяют код и дают рекомендации. Такое наставничество помогает джунам быстро и без лишних переживаний вырасти до следующего грейда.

  • Базового понимания языка программирования, алгоритмов, основных инструментов и фреймворков.
  • Знания основных концепций разработки, включая ООП, алгоритмов и структуры данных.
  • Готовности работать в команде и перенимать опыт старших коллег.
  • Мотивации развиваться в профессии.
  • Чаще всего джунам поручают исправлять известные баги в коде проекта. Так новичку будет проще разобраться со спецификой команды и понять, чем занимается компания.
  • Если начинающий специалист уже уверенно пишет код, то ему могут доверить разработку небольших частей приложений по техническому заданию от старших коллег.
  • В компаниях часто бывают внутренние проекты, которые облегчают работу команде. Джуну могут поручить улучшать один из таких инструментов.

Кто такой мидл (middle)

  • Глубокого знания языков программирования, инструментов и алгоритмов.
  • Умения быстро разбираться в чужом коде и предлагать улучшения.
  • Самостоятельности и умения брать на себя ответственность за принятые решения.
  • Разрабатывать новые функции и оптимизировать имеющийся код.
  • Принимать участие в код-ревью работ начинающих специалистов в команде.
  • Ставить задачи джунам.

Кто такой сеньор (senior)

  • Глубокого знания не только языков программирования, но и различных архитектур проектов.
  • Умения с нуля спроектировать приложение и составлять к нему техническое задание.
  • Разрабатывать сложные и критически важные компоненты системы.
  • Анализировать и оптимизировать производительность приложений.
  • Планировать архитектуру и структуру кода.
  • Обучать менее опытных коллег.

Различия между грейдами на примере

Чтобы стало понятнее, чем различаются джуниор-, мидл- и сеньор-разработчики, рассмотрим их задачи на примере жизненной ситуации ― разработки клиентской части веб-приложения для управления задачами.

Представим, что у нас в команде три специалиста: начинающий программист Иван, опытный Алексей и гуру кода Екатерина.

Джун Иван

Иван окончил курсы по веб-разработке и умеет писать код на HTML, CSS и JavaScript. Также он понимает основы работы браузера и клиент-серверной архитектуры.

Он пока не умеет проектировать архитектуру продуктов и разрабатывать сложные функции. Зато любит погружаться в документацию инструментов и умеет чётко придерживаться ТЗ. Иван отвечает за выполнение простых задач, например верстает компоненты пользовательского интерфейса и интегрирует API проекта, которые предоставили другие разработчики. Иван часто обращается за помощью и советом к Алексею.

Мидл Алексей

Алексей в веб-разработке уже три года. Он уверенно программирует на JavaScript и разбирается в спецификации ES6+. Кроме того, Алексей успел много поработать с фреймворками React и Vue и библиотекой Redux. Также он знает REST API, GraphQL и умеет писать юнит-тесты.

В проекте Алексей работает над более ответственными задачами, например проектирует архитектуру фронтенда, реализует сложную логику приложения и оптимизирует производительность. Для него не составит труда добавить в приложение фильтры для поиска задач по тегам или настроить работу с асинхронными запросами.

Большинство задач Алексей может решить самостоятельно, но иногда обращается за советом к Екатерине. Например, когда надо обсудить архитектуру проекта или принять решение о переходе на новый инструмент.

Сеньор Екатерина

Екатерина разрабатывает веб-приложения уже больше шести лет и за это время успела поработать над разными проектами. Она знает несколько языков программирования, умеет работать с популярными фреймворками и даже разработала собственную JS-библиотеку. Кроме того, Екатерина умеет решать конфликты в команде и знает, как правильно распределять задачи так, чтобы все успевали их доделывать в срок.

В проекте Екатерина принимает все ключевые решения. Она выбирает технологический стек, строит архитектуру и составляет гайдлайны для кода всего проекта. На её плечах лежат задачи оптимизации производительности всего приложения и обеспечения безопасности пользовательских данных. Ещё она регулярно общается с другими командами и обсуждает вопросы с заказчиком.

Как вырасти от джуна до сеньора

Для прогресса в профессии надо постоянно осваивать новые технологии, практиковаться и развивать навыки общения. Ниже советы, которые помогут продвинуться по карьерной лестнице.

Перенимайте опыт коллег

Самый эффективный способ ускорить рост — учиться у более опытных коллег. Они уже прошли похожий путь и могут дать совет. Наблюдайте за тем, как работают мидл-разработчики в вашей команде и не бойтесь задавать вопросы.

Если хотите сделать процесс обучения ещё эффективнее, попробуйте парное программирование. Когда вы вместе с более опытным коллегой работаете над одной задачей, то учитесь мыслить как профессионал при решении сложных задач.

Читать также:
Легендарную «Змейку» уместили в 56 байтах — Tproger

Внимательно относитесь к код-ревью. Это не просто проверка вашей работы, а выявление слабых мест. Проанализируйте частые ошибки и старайтесь не допускать их снова.

Если вы ещё только учитесь, то можно найти ментора с помощью специального сервиса, например Solvery, EasyOffer или GetMentor. Ментор укажет на ошибки, подскажет, как можно улучшить свои навыки, и подготовит к техническому собеседованию.

Больше практикуйтесь

Тут нет никакого секрета: чем больше вы пишете код, тем лучше начинаете разбираться в нюансах разработки. Старайтесь чаще писать код для реальных проектов, например можно попробовать свои силы в разработке опенсорса. Исправьте баг в любимом фреймворке или реализуйте новую функцию для хорошо знакомой библиотеки и предложите её авторам проекта.

Алгоритмы можно потренировать на специальных платформах, например LeetCode, Codewars, HackerRank. Возьмите за правило решать по одной задаче в день. Если чувствуете, что задания начинают вам даваться легче, то повышайте уровень сложности.

Если спокойного решения задач за ноутбуком вам мало и хочется больше азарта, то попробуйте свои силы в хакатонах и соревнованиях. Это научит вас принимать решения в условиях ограниченного времени и даст опыт работы в команде.

Выходите из зоны комфорта

Не бойтесь ошибаться и выходить из зоны комфорта. Сложные задачи — это возможность попробовать новое и проверить свои навыки. Если что-то не получится, помните: ошибки часть обучения. За помощью всегда можно обратиться к опытным коллегам.

Развивайте софт-скиллы

Важны не только технические навыки, но и умение взаимодействовать с командой. Учитесь чётко и ясно доносить свои мысли — как устно, так и письменно. Это поможет избежать недопонимания.

Принимайте участие в командных обсуждениях, но старайтесь не конфликтовать. Если вы считаете, что ваше решение лучше, то объясните, почему это так, и приведите аргументы.

Коммуникация, проактивность, гибкость и другие софт-скиллы часто бывают слабыми местами технических специалистов. Если прокачать их, то можно будет выделиться на фоне коллег и быстрее продвигаться по карьерной лестнице.

Делитесь знаниями

Когда вы помогаете другим, вы закрепляете свои знания, развиваете лидерские качества и учитесь доносить свои мысли. Поэтому не стесняйтесь объяснять новичкам темы, в которых сами хорошо разбираетесь. Если есть возможность, то участвуйте в код-ревью чужих проектов. Это поможет вам развить критическое мышление.

Если есть о чём рассказать на большую аудиторию, то напишите статью на «Хабре». Тщательно выбирайте тему для статьи. Не стоит публиковать очередной гайд про разработку чат-бота для Telegram. Таких статей уже очень много, и ещё одна не заинтересует читателей. Но если вы знаете необычный способ оптимизации производительности чат-ботов, то смело делитесь этим с сообществом.

Поделиться своим опытом можно ещё на живых выступлениях, например митапах, конференциях и вебинарах. На подобных мероприятиях часто бывают руководители команд разработки из крупных компаний. Они могут предложить должность с более высоким грейдом, если доклад о вашем опыте покажется им интересным.

Дальнейший рост после сеньора

После достижения роли сеньора перед разработчиком открыты следующие карьерные пути:

Важно понимать, что перечисленные позиции не совсем грейды, а скорее роли на стыке навыков и интересов специалиста. Например, тестировщик, который ни дня не работал программистом, может стать лидом команды разработки, если откроет в себе менеджерский талант. Аналогично разработчик может перейти в архитекторы, если ему нравится проектирование сложных систем, или в продакт-менеджеры, если ему ближе работа с бизнес-процессами.

Такой подход позволяет строить карьеру не строго по вертикали, а с учётом индивидуальных склонностей и навыков специалиста.

Сколько зарабатывают джуны, мидлы и сеньоры

Более высокий грейд ― это не только более интересные задачи. Опытные специалисты могут претендовать на более высокую зарплату.

Вот что говорит о медианной зарплате программистов разных грейдов статистика «Хабр Карьеры»:

  • джуны — 75 000 рублей;
  • мидлы — 174 233 рубля;
  • сеньоры — 300 000 рублей;
  • тимлиды — 357 500 рублей.

На гонорар влияет не только грейд, но и направление. Например:

  • Среди джунов меньше всего зарабатывают PHP-разработчики — 75 000 рублей. А больше всего в Golang-разработке — 120 000 рублей.
  • Среди мидл-программистов меньше всего зарабатывают разработчики на C — 160 000 рублей, а максимум снова у Golang-разработчиков — 250 000 рублей.
  • Самые высокие зарплаты среди сеньор-программистов у разработчиков на Golang — 360 000 рублей, а меньше всего получают разработчики на C — 230 000 рублей.

Что касается архитекторов ПО и CTO, то средняя зарплата первых составляет 466 000 рублей, а вторых — 507 000 рублей.

Подробнее о зарплатах программистов можно почитать в нашей статье.

Что в итоге

  • Грейды — это условные уровни, которые показывают опыт и уровень квалификации разработчика. В большинстве компаний их три: джун, мидл и сеньор.
  • Джуниоры (junior) — начинающие специалисты, которые выполняют простые задачи по строгому техническому заданию. Им нужна помощью более опытных коллег.
  • Мидлы (middle) уже могут самостоятельно и писать код, и принимать решения. Они часто помогают джунам.
  • Сеньоры (senior) ― специалисты с большим опытом, которые принимают ключевые решения в проекте и общаются с другими отделами.
  • Чтобы вырасти от новичка до опытного специалиста, нужно учиться у более опытных коллег, много практиковаться, следить за трендами в своей индустрии и не бояться брать новые сложные задачи.

Похожие статьи