Главная Веб-разработка Что такое WWW, как устроена Всемирная паутина и кто её изобрёл

Что такое WWW, как устроена Всемирная паутина и кто её изобрёл

от admin

Если интернет — это библиотека, то Всемирная паутина — это система навигации, которая помогает найти нужную книгу среди миллионов томов.

WWW (World Wide Web, или Всемирная паутина) — это глобальная сеть взаимосвязанных веб-страниц, доступных через интернет. Когда вы переходите по ссылке с новостного сайта на другой ресурс или из социальной сети в интернет-магазин, вы путешествуете по этой «паутине».

Появление Всемирной паутины кардинально изменило способы обмена информацией. Теперь мы мгновенно получаем доступ к данным со всего мира, общаемся в социальных сетях и совершаем покупки онлайн. То, что сегодня кажется обыденным, раньше было невозможно — информацию искали в библиотеках, а для связи использовали только почту и телефон.

Давайте рассмотрим историю создания Всемирной паутины и разберёмся: кто её изобрёл, как она устроена и чем отличается от интернета.

Предпосылки возникновения WWW

Всемирная паутина появилась в результате развития компьютерных сетей, протоколов передачи данных и массового распространения персональных компьютеров. Также значительную роль в её создании сыграло научное сообщество, которое нуждалось в удобном способе обмена информацией.

Что такое WWW, как устроена Всемирная паутина и кто её изобрёл

Сеть ARPANET в 1970 году
Изображение: Semaforo GMS / Wikimedia Commons

Например, когда пользователь отправляет электронное письмо, протокол TCP разбивает его на пакеты данных и контролирует их доставку получателю в нужном порядке. Протокол IP выбирает оптимальный маршрут для каждого пакета через сеть узлов — аналогично тому, как почтовая служба прокладывает путь для доставки обычного письма.

Что такое WWW, как устроена Всемирная паутина и кто её изобрёл

Apple II в Национальном музее американской истории
Фото: 三猿 / Wikimedia Commons

Например, в 1960-х годах учёный Тед Нельсон разработал проект Xanadu — первую концепцию гипертекстовой системы. В отличие от будущей WWW, Xanadu предлагал использовать двунаправленные ссылки — чтобы пользователи видели не только целевую страницу, но и все документы, которые на неё ссылаются. Проект также включал систему управления версиями документов, подобную современному Git, что давало возможность отслеживать изменения в научных статьях и наблюдать эволюцию идей.

Проект Xanadu так и не получил широкого распространения. Тед Нельсон постоянно усложнял концепцию, затягивал разработку и настаивал на коммерческой модели распространения, что существенно ограничивало доступность системы. Кроме того, технические требования Xanadu значительно превосходили возможности компьютеров того времени.

Другим значимым проектом был NLS (oN-Line System), которым занимался Дуглас Энгельбарт в Стэнфордском университете в 1968 году. Его система уже тогда включала многие элементы современного веба: графический интерфейс с поддержкой мыши, гипертекст для связывания документов и возможность организации видеоконференций. Например, пользователи могли перемещаться между связанными документами простым щелчком мыши — точно так же, как мы переходим между сайтами в интернете.

Главная проблема NLS заключалась в её непригодности для массового использования. Система работала исключительно на мейнфрейме SDS 940 — громоздком и мощном компьютере, доступном лишь крупным организациям из-за высокой стоимости и сложного обслуживания.

Кроме того, NLS требовала специального терминала и инновационных устройств ввода: особой пятиклавишной клавиатуры, одной из первых компьютерных мышей и специального графического дисплея. Помимо прочего, пользователям необходимо было запоминать множество команд — без них невозможно было создавать гиперссылки и работать с системой.

Наиболее значимым оказался проект Тима Бернерса-Ли, над которым он работал в исследовательском центре ЦЕРН в конце 1980-х годов. Именно там он придумал базовые технологии WWW, которые легли в основу современной Всемирной паутины. Давайте рассмотрим, как это было.

Что такое WWW, как устроена Всемирная паутина и кто её изобрёл

Тим Бернерс-Ли — создатель Всемирной паутины
Кадр: LeWeb / YouTube

История зарождения Всемирной паутины

Прототипом Всемирной паутины стала программа Enquire, которую Тим Бернерс-Ли разработал для обмена документами внутри ЦЕРН. Программа использовала инновационный для того времени подход — она хранила данные на основе ассоциативных связей, аналогично тому, как человеческий мозг связывает между собой различные идеи и концепции.

Так, документ о физическом эксперименте мог быть связан не только с похожими экспериментами, но и с описанием используемого оборудования, биографиями учёных и теоретическими основами исследования. Такая система создавала разветвлённую сеть связей между документами, что облегчало поиск и систематизацию информации внутри научного центра.

Несмотря на свою инновационность, программа Enquire работала только на компьютерах Norsk Data и поддерживала только одного пользователя в системе. Такие ограничения не соответствовали потребностям международного научного центра с более чем 17 000 учёных из 100 стран.

Тим Бернерс-Ли понял, что научному сообществу требуется более универсальная система с такими характеристиками:

  • Совместимостью с различными компьютерами и операционными системами.
  • Возможностью глобального обмена информацией между пользователями.
  • Децентрализованной структурой без единого управляющего центра.

В процессе подготовки концепции Всемирной паутины Тим Бернерс-Ли вдохновлялся работой Ваневара Буша As We May Think (1945). В этой статье Буш представил концепцию Memex — устройства для расширения памяти, которое позволяло бы пользователям создавать ассоциативные связи между документами, подобно тому как мы делаем закладки в книгах.

Например, когда пользователь читал статью о Второй мировой войне, он мог создавать связи с документами о конкретных сражениях, биографиями полководцев и описаниями военной техники. Такой подход к организации информации стал прообразом гипертекста, где мы можем перемещаться между связанными темами и выстраивать собственный путь познания.

В марте 1989 года Тим Бернерс-Ли подготовил документ, который описывал возможности новой гипертекстовой системы. Для реализации проекта он запросил у руководства ЦЕРН двух сотрудников сроком на 6–12 месяцев. Этими сотрудниками стали сам Тим и системный инженер Роберт Кайо.

Что такое WWW, как устроена Всемирная паутина и кто её изобрёл

Концепция распределённой гипертекстовой системы Тима Бернерса-Ли, представленная в марте 1989 года. Изначально проект носил название Mesh, а в 1990 году был переименован в World Wide Web
Изображение: CERN

В 1991 году Бернерс-Ли создал программное обеспечение WWW, которое включало текстовый браузер, веб-сервер и библиотеку для разработчиков. Пользователь мог открывать простые текстовые страницы с информацией о проекте и переходить по ссылкам на другие документы — это напоминало современные браузеры, но без графики и с более простым интерфейсом.

Что такое WWW, как устроена Всемирная паутина и кто её изобрёл

Компьютер NeXT — первый в мире веб-сервер, на котором Тим Бернерс-Ли развернул Всемирную паутину. На этикетке, прикреплённой к компьютеру, красным фломастером написано: «Эта машина — сервер. НЕ ВЫКЛЮЧАЙТЕ ЕЁ!!»
Источник: Mike Peel / Wikimedia Commons

В марте 1991 года WWW стала доступна сотрудникам ЦЕРН. 6 августа того же года был запущен первый в истории сайт http://info.cern.ch. На нём размещалась информация о концепции Всемирной паутины и подробные инструкции по установке веб-сервера и работе с браузером. В этот же день Бернерс-Ли анонсировал запуск WWW в новостных группах интернета.

Читать также:
🔥 У Яндекса появился аналог GitHub Copilot для помощи с написанием кода

Что такое WWW, как устроена Всемирная паутина и кто её изобрёл

Интерфейс первого сайта в симуляторе браузера WorldWideWeb. Текст переведён «Google Переводчиком»
Скриншот: line-mode / Skillbox Media

30 апреля 1993 года ЦЕРН опубликовал исходный код WorldWideWeb и сделал его открытым программным обеспечением. Такое решение сильно ускорило развитие технологии и привлекло множество пользователей.

В 1994 году состоялась Первая международная конференция World Wide Web. К концу того же года Всемирная паутина объединяла уже около 10 тысяч серверов и обслуживала более 10 миллионов пользователей. Масштаб передаваемой информации впечатлял — каждую секунду через паутину проходил объём данных, равный полному собранию сочинений Шекспира.

Сегодня за развитие Всемирной паутины отвечают несколько организаций:

Чем WWW отличается от интернета

Интернет и Всемирная паутина нередко считаются синонимами. Однако технически это два разных, хотя и тесно связанных между собой понятия.

Всемирная паутина стала популярной благодаря следующим особенностям:

  • Простоте использования — любой человек может просматривать веб-страницы через браузер без специальных технических знаний.
  • Мультимедийности — на одной странице можно объединить текст, изображения, видео и звук.
  • Интерактивности — можно не просто читать информацию, но и взаимодействовать с ней через формы, кнопки и другие элементы.
  • Гипертекстуальности — пользователи могут мгновенно переходить между связанными документами с помощью ссылок.

Без Всемирной паутины интернет продолжал бы функционировать, но представлял бы собой набор разрозненных сервисов без единой системы навигации. Пользоваться такой версией интернета было бы неудобно.

Представьте, что вы ищете рецепт борща. Сегодня достаточно открыть браузер и ввести в поисковик «рецепт борща». Перед вами сразу появится список сайтов с рецептами, фотографиями и видеоинструкциями.

Без Всемирной паутины вам пришлось бы знать точный адрес FTP-сервера с кулинарными рецептами, использовать специальную программу для подключения и вручную скачивать текстовые файлы один за другим. При этом все файлы были бы доступны только в текстовом формате — никаких изображений и видео. К тому же у вас не было бы ни поисковой системы, ни возможности быстро переходить между связанными рецептами.

Разумеется, мы рассмотрели упрощённый пример ранней версии интернета. Даже без WWW могли бы существовать текстовые базы данных с поисковыми возможностями. Однако такая система отличалась бы отсутствием мультимедийного контента и более сложной навигацией.

Устройство и перспективы развития Всемирной паутины

Всемирная паутина изначально была построена на трёх базовых технологиях, которые стали основой современного веба:

Принцип работы был довольно простым: веб-страницы создавались на языке HTML и размещались на серверах. Когда человек вводил URL в строку браузера, HTML-документ передавался с сервера на устройство по протоколу HTTP. После этого браузер обрабатывал HTML-код и преобразовывал его в понятную для пользователя веб-страницу.

К настоящему времени веб значительно эволюционировал и обогатился множеством новых технологий:

Мы перечислили лишь основные технологии, которые составляют основу современной Всемирной паутины. Помимо них, существуют различные системы управления контентом (CMS), фреймворки для разработки (React, Angular, Vue.js), инструменты тестирования и множество других решений.

Если попробовать прогнозировать будущее Всемирной паутины, то можно выделить несколько предполагаемых направлений её развития:

  • Рост использования нейросетей. Алгоритмы искусственного интеллекта значительно улучшат поиск информации, персонализацию контента и взаимодействие с пользователями. Например, интернет-магазины смогут автоматически подстраивать свои каталоги под интересы каждого покупателя, анализируя его предыдущие покупки, просмотры или даже время, проведённое на странице товара.
  • Усиление безопасности и конфиденциальности. Современные методы шифрования будут глубже интегрироваться в веб-сервисы, социальные сети и платёжные системы для обеспечения надёжной защиты персональных данных. Например, внедрение квантового шифрования сделает перехват данных физически невозможным.
  • Углубление интеграции с виртуальной и дополненной реальностью. Приложения будут активнее использовать иммерсивные технологии для взаимодействия с пользователем. Например, при выборе мебели покупатели смогут через камеру смартфона увидеть, как предметы интерьера впишутся в их квартиру.

Какие бы изменения нас ни ожидали в будущем, хочется надеяться, что Всемирная паутина сохранит принципы открытости и доступности информации, которые были заложены её создателем, Тимом Бернерсом-Ли.

Система требовала параллельной обработки множества двунаправленных ссылок и хранения всех версий документов — задача, которая была технически невыполнима для компьютеров той эпохи. Наглядный пример: Apple I (1976) был оснащён процессором MOS Technology 6502 с частотой всего 1 МГц и стандартной оперативной памятью объёмом 4 КБ.

Для полноценной работы системы Xanadu был необходим компьютер с процессором с частотой не менее 50–100 МГц и оперативной памятью от 32 до 64 МБ. Такие характеристики стали доступны лишь в 1990-х годах.

Например, процессор Intel i486 DX2 (1992) с частотой 66 МГц уже мог справляться с базовыми функциями Xanadu. Однако для комфортной работы с большим количеством документов и двунаправленных ссылок требовались более мощные системы — такие как первые процессоры Pentium (1993) с частотой 60–66 МГц и поддержкой оперативной памяти до 128 МБ.

Вот несколько других систем, которые работают параллельно со Всемирной паутиной и используют интернет как транспортную инфраструктуру:

— Электронная почта (email): использует протоколы SMTP, POP3 и IMAP для отправки и получения сообщений между пользователями.
— FTP (File Transfer Protocol) — это система для передачи файлов между компьютерами. Часто используется для загрузки файлов на веб-серверы.
— DNS (Domain Name System) — это система для преобразования понятных человеку доменных имён в числовые идентификаторы IP-адреса), с помощью которых компьютеры распознают серверы в Сети.
— Торрент — это протокол, позволяющий пользователям обмениваться файлами напрямую друг с другом без центрального сервера.
— IRC (Internet Relay Chat) — это протокол для текстового общения в реальном времени. Популярен в некоторых технических сообществах.

Похожие статьи